История

 


       Так распорядилась жизнь, что ДальНИИ рынка был создан в первый год рыночных преобразований, то есть в 1992 году, и, несмотря на статус государственного учреждения, сразу же начал работать на рыночных принципах: 85% составила хозрасчетная тематика. В последующем бюджетное финансирование полностью исчезло, но Институт уже освоил рыночные законы и вот дожил до своего 20-летия. Благодаря рыночным принципам производительность труда за прошедшие годы выросла в разы. В Институте понимается, что она, как и заработанная плата за труд - важнейшие рыночные категории. Только соблюдая необходимые между ними пропорции, можно обеспечить устойчивое развитие.

       Конечно, у созданного в 1992 году Института была добротная человеческая база. Он строился на основе Дальневосточного филиала НИИ Госкомцен СССР, куда в 1989 г. пришли ведущие экономисты ДВНЦ АН СССР (Ревайкин А.С., Быстрицкий С.П., Салыкин П.М., Югай С.В. и др.).
           И сразу этот небольшой научный коллектив заявил о себе, опубликовав в краевой газете ("Тихоокенская звезда") концептуальную статью о региональном хозрасчете. Это был январь 1990 года Стояла проблема оживления региональных экономик, поиск резервов самофинансирования. Уже по разделам этого документа можно судить о комплексном, системном подходе к ее решению.

         У нового коллектива был хороший научный фундамент. Двумя годами ранее эти люди с подачи крупнейшего дальневосточного экономиста-философа М.И. Леденева организовали методологический семинар по проблемам собственности. Это был прорыв в понимании грядущих перемен. Была сформулирована важнейшая методологическая мысль: «Собственность - это развивающаяся потребность развивающегося человека». Она легла в качестве главной в вышедшем сборнике «Собственность: проблемы развития».  Если бы не директор ИЭИ ДВО РАН П.Я. Бакланов, то сборник не появился, так как некоторые доктора наук развязали настоящую травлю, доведя обсуждение до партийного бюро. Это кстати и послужило причиной в последующем ухода ведущих сотрудников в новый Институт.

         Новому коллективу везло на хороших людей. По рассказам А.С. Ревайкина, Институт родился из филиала после его доклада на Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в присутствие Председателя Совета Министров РСФСР Силаева Ивана Степановича. Он осознал важность поставленных проблем и дал добро на преобразование филиала в Институт.
       Не менее важную роль в судьбе нового научного коллектива сыграл и Председатель Горисполкома П.Л. Морозов, который помог получить сгоревшее здание под строительство Института. За 2 года его обустроили и коллектив в него въехал. Вот коллектив Института на крыльце своего только что отстроенного здания. Наш теремок, как мы его любовно называли.

       Понимание категории собственности потребовалось с первых лет работы Института. Началась приватизация и коллектив включился в реализацию этого процесса. Решался вопрос о том, как приватизироваться Амурскому речному пароходству: в целом или по частям. Институтом в 1992 году было проведено исследование, которое показало, что приватизировать надо в целом.  Работники Администрации Хабаровского края, в целях демонополизации предложили дробить и приватизировать по отдельности каждый порт, РЭБ флота, собственно, пароходную компании.  В.И. Ишаев поддержал аргументы Института. Это был первый наш практический результат, базировавшийся не только на теории, но и понимании происходящих в стране процессов, особенностей Дальнего Востока, конкретных хозяйствующих субъектов.

       В дальнейшем проблема собственности продолжала исследоваться в Институте с разных сторон. К концу 90-х были выявлены следующие зависимости. Суть их подтверждала общие рыночные закономерности. Соотношения форм собственности (частной, смешанной, государственной) не статичны, а подвижны. Чем стабильнее национальная экономика,  тем выше доля частной собственности. При обратных процессах доля ее снижается.

    В 90-е годы, откликаясь на требование жизни, Институт усиливает исследования локальных территориальных систем, расширяя научный инструментарий. Понимая ненадежность статистической информации, широко используются социологические и экспертные опросы. Ключевой методологической мыслью стало утверждение М.И. Леденева, высказанное еще в начале 80-х годов, что первоочередным для Дальнего Востока является формирование постоянного населения и повышение качества труда. Эти идеи «красной нитью» проходят через все научные исследования ДальНИИ рынка. НИР по Охотскому району в конце 90-х годов  показала, что укоренившихся жителей здесь только 30%. Из них только каждый 10-й готов интенсифицировать свой труд для повышения своего благосостояния. Систематизация подобных явлений показала, что "южане" на 2/3 не хотят выезжать из региона, "северяне" - 2/3 и более ориентированы на выезд. Это подтверждает выявленную российским  ученым Клименко В.С. закономерность об изотерме -20С.

    Разработки по локальным территориальным системам обернулись конкретными предложениями, реализованными в практике. В 1995 г. создан ТЭК "КАС", включенный в ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» и получивший финансирование. В самые тяжелые годы он сыграл важную идеологическую роль, объединив конструктивные силы Комсомольска-на-Амуре. К сожалению последующие работы по наукограду, промышленно-производственной зоне не получили поддержку. Но в новом содержании они продолжают жить. В настоящее время разрабатывается концепция формирования авиационного кластера, ведутся работы по его организационному оформлению. Приняты  программы инновационного развития Хабаровского края и г. Хабаровска, разработанные ДальНИИ рынка. Коллектив добивается признания на федеральном уровне ОЭЗ «Техноград». Тогда города, подобные Комсомольску-на-Амуре, законодательно получили бы особые режимы хозяйствования.
   В рамках подобной проблемы был выполнен ряд работ по машиностроительной тематике. Так, исследования по развитию судостроения и судоремонта показали их неконкурентоспособность в борьбе за заказы с китайскими и южнокорейскими бизнесменами. Обобщение зарубежного опыта показало, что страны с большой рыночной историей не гнушаются самых разнообразных  методов государственной поддержки, когда дело касается их национальных интересов. Были сделаны предложения по созданию на Востоке страны крупных судостроительных холдингов. Сегодня этот процесс пошел.

    Территориальные разработки в последующем вылились в новое направление: стратегическое управление муниципальными социохозяйственными системами. Таковыми стали стратегические планы устойчивого развития гг. Хабаровск, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Вяземский. Обобщение этого опыта позволило сформулировать ряд важных методологических принципов, в частности, необходимость рассмотрения каждого муниципалитета в более общих системах (Дальний Восток и России). Это позволило в каждом конкретном случае руководствоваться не только особенностями конкретного города и района, но и учитывать геостратегические цели.

         Так, сформулированы миссии г. Хабаровска - формирование селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке; Южно-Сахалинска - административно-культурного и делового Российско-Японского центра, реализующего интеграционные процессы между двумя странами; Комсомольска-на-Амуре - промышленно-инновационного центра на востоке России. Но везде в качестве ключевой идеи проходит мысль о формировании постоянного населения, особенно, на юге региона. Появление в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года в качестве стратегической цели  - закрепление населения - и наш вклад. И пусть пока это остается декларацией, но нет сомнений, что со временем это станет руководством к действию.

   Важной проблемой, которую разрабатывал ДальНИИ рынка, стало неистощительное природопользование. Это коснулось рыбных и лесных ресурсов. На диаграмме показано как меняется рентабельность лесопромышленного производства по мере углубления переработки древесины. Было предложено для стимулирования развития лесопереработки повысить цены на лес на корню и снижать их на объем переработанной древесины. В 2002 году на основе этих исследований вышло Постановление Губернатора Хабаровского края № 95 от 24.03.2003 г. К сожалению, оно работало недолго, и в 2007 году на федеральном уровне были введены запретительные пошлины на экспорт необработанной древесины. Когда они принимались, коллектив выступил против подобной формы стимулирования лесопереработки, так как они изымают инвестиционные ресурсы у лесопромышленников. Это кардинальное решение было принято, но в последующем не было доведено до конца.

   С начала 2000-х годов Институт выполнил несколько НИР по проблемам малого и среднего предпринимательства. Акцент был сделан на ненормативные отношения бизнеса и власти. На диаграмме показаны размеры теневого оборота в малом предпринимательстве гг. Хабаровск, Южно-Сахалинск и Комсомольск-на-Амуре. Пришли к выводу, что деструктивные бизнесмены и чиновники нашли консенсус в этом вопросе и разрубить "гордиев узел" можно только при  включении гражданского общества и действенной судебной системы в общую схему взаимодействия. 

    Несколько слов о последних  разработках Института. Годы рыночных преобразований показали, что рынок воспринимает Дальний Восток только как ресурсодобывающий регион. Сегодня более комфортно чувствуют себя субъекты, потерявшие значительную часть своего населения, сохранившие и усилившие сырьевую специализацию. Это хорошо демонстрирует сравнение ЧАО и ЕАО (диаграмма). По всем  показателям северный субъект опережает южный, который строился на комплексной основе  и по своей сути больше соответствовал стратегии постоянного населения. В сложном положении оказываются все южные субъекты Дальнего Востока (таблица). 

     При сегодняшней государственной политике экономика выдавливается на север, где люди жить не хотят, где целесообразно использовать вахтовые и экспедиционные формы труда. В последние годы юг теряет население больше, чем север (диаграмма). Если пролонгировать подобные тенденции на перспективу, то Дальний Восток двигается к концессионному сценарию развития, где постоянному населению нет места. Значит, сохранение Дальнего Востока российским становится весьма проблематичным.

    Предложения Института опубликованы в научных и газетных статьях. В них говорится, что необходимы настойчивые действия по немедленному повышению качества жизни на Дальнем Востоке, особенно, на юге, на границе с быстроразвивающимися странами. Экономика здесь не может развиваться только на рыночных принципах. Необходимы меры всесторонней государственной поддержки. Концептуальные положения развития Дальнего Востока приведены на схеме.

       Также коллективом были сделали укрупненные расчеты по самодостаточности Дальнего Востока (диаграмма). Как видно, регион настолько мало получает от страны, что только 2 нефтегазовых проекта на Сахалине окупают не только его, но и весь Дальний Восток. Это должно вселять в нас уверенность, что мы не обуза для России, а территория его будущего роста.        

      Институт имеет большое количество партнеров, которые привлекаются для выполнения конкретных  тем (Бурдакова Г.И. КнАГТУ, Суровцева Е.А., кафедра маркетинга ХГАЭП, Институт России Хейлунцзянского Университета, Институт макроэкономических исследований при Минэкономики России, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и др.).

      И, конечно, большая благодарность всем бывшим  коллегам, которые работают в других организациях, находятся на заслуженном отдыхе за ту частичку души, которую ни оставили в Институте, в его традициях. Мы их помним, стараемся привить молодежи те черты преданности науки, которые и позволяют ДальНИИ рынка оставаться ведущим экономическим Институтом на Дальнем Востоке.

 

Приказом Минвостокразвития России от 09.06.2017 года ДальНИИ рынка преобразован в Востокгосплан.